Долгое время людям для выживания в небезопасной среде требовалось четкое знание правил и способов выживания, поскольку можно было заплатить жизнью за свои неудачи и ошибки.
Поэтому обучение происходило под максимальным давлением, чтобы записать правила выживания красными чернилами как можно глубже в мозг.
В те времена от девочки требовалось быть «хорошей» - ласковой, послушной, удобной, работящей, заботливой, прилежной, скромной, тихой, воспитанной, уступчивой, покорной, предсказуемой, хозяйственной – у каждого имеется свой расширенный список.
Это было необходимым условием принадлежности к семье, получения родительского тепла, внимания и любви.
Сейчас мир стал намного более безопасным, но и по сей день многие продолжают следовать сценарию старших поколений, пугаясь проявлений естественной силы ребенка, всячески стараясь ее закрыть за семью печатями при помощи стыда («Ну как тебе не стыдно?»), отвращения («Фу, какая рева-корева»), запрета («Прекрати сейчас же!»), запугивания («Сейчас придет дядя милиционер и заберет тебя в тюрьму»), испуга («ААА! Ты куда полезла???), предлагая ему следовать навязанным алгоритмам поведения.
Внушая девочке главную жизненную цель - создание и сохранение семьи, для чего она должна быть красивой и послушной. Чтобы она постоянно гналась за красотой, посещала ведические семинары и тренинги по развитию женственности, опиралась на мнение окружающих и постоянно сравнивала себя с другими девочками.
Или другую цель – хорошо учиться и быть терпеливой победительницей. Найти хорошую работу, читать умные книжки, тщательно выращивать в себе силу воли и пр.
В результате такой системы воспитания в психике девочки происходит расщепление на «хорошую» и «плохую».
«Хорошая» часть принимается, «плохая» вытесняется и охраняется целой армией защитных механизмов – игнорированием, обесцениванием, интроектами, ретрофлексией и пр.
Вытесненная «плохая» часть, питаясь страхами, становится только сильнее и начинает искать любую лазейку, чтобы проявить себя. Она напоминает мне огромного лиса с двенадцатью хвостами, которого родители заперли в теле маленького Наруто (героя популярного аниме-телесериала).
Ф.Перлз писал, что за хорошей девочкой всегда стоит злобное существо.
Ведь для того, чтобы быть «хорошей», она должна быть лицемерной. На поверхности она открыта и податлива, а в глубине находится много злости, которую выплеснуть наружу открытым способом она не имеет права.
Она тратит много энергии на то, чтобы сдерживать «плохую» девочку - но та все равно находит способ «прорвать оборону» незаметно, исподтишка (скрытой агрессией, высмеиванием, сарказмом, сплетнями, жалобами, непрошенными советами и заботой, психосоматикой, кошмарами).
С таким поведением окружающим людям бывает справиться сложнее, чем с прямой и честной агрессией. Часто это может быть больнее и ощущаться как предательски воткнутый в спину нож.
В книгах Терри Гудкайнда из серии романов «Меч Истины» есть необыкновенно жестокие и бессердечные женщины – Морд Сит, которых отбирали для обучения только из самых нежных и добрых, «хороших» девочек с вытесненной «плохой» частью.
В процессе обучения использовались все возможные методы, чтобы эти части «поменялись местами». Ведь такой девочкой довольно просто управлять – она привыкла слушаться и терпеть, не знает себя, не верит себе и понятия не имеет, как действовать наилучшим для себя образом.
Поэтому самым главным «лекарством» для хорошей девочки будет изучение себя разной… своих желаний, чувств, проявлений; возвращение веры себе и важности тому, что она (как и родители) ошибочно считала неважным; знакомство и принятие своего агрессивного «лиса» - плохой девочки, которая поможет ей научиться отстаивать свои границы и жить наполненной всеми красками радуги жизнью.
Автор статьи Оксана Шульга
(Сертифицированный Гештальт-терапевт, Тренер-стажер первых ступеней по Гештальту в КИГиП, Ведущая терапевтических групп,
Практика в Гештальт-терапии более 6 лет)
Comments