top of page
  • Фото автораkigipkiev

Ты не особенный. Или как универсальность проблем стают исцеляющим фактором в терапии



Как действует групповая терапия?



Как известно, сложное состоит из простого, а целостный феномен – из составляющих его процессов, поэтому я начну с описания и обсуждения этих фундаментальных факторов.



С моей точки зрения, лечебные факторы групповой терапии делятся на одиннадцать базовых категорий:


1. Внушение надежды. 2. Универсальность. 3. Сообщение информации. 4. Альтруизм. 5. Корректирующий анализ влияния родительской семьи. 6. Развитие социализирующих техник. 7. Имитационное поведение. 8. Интерперсональное влияние. 9. Групповая сплоченность. 10. Катарсис. 11. Экзистенциальные факторы.





Сегодня мы поговорим об универсальности



Многие клиенты приходят к терапевту очень обеспокоенные мыслями о том, что никто больше не мучается так, как они, что только они одни испытывают страхи, страдают от проблем и неприемлемых мыслей, порывов и фантазий.



В этом, конечно, есть доля правды, поскольку многие клиенты имеют свои собственные «наборы» воздействующих на них стрессовых факторов и того, что скрыто у них в подсознании.



Их чувство собственной уникальности тесно связано с социальной изоляцией, с трудностями, испытываемыми в межличностном общении, с недостижимостью искренности и раскрепощенности в близких отношениях.



В групповой терапии, особенно на ранних ее стадиях, разубеждение клиента в уникальности его проблем является мощным фактором, способным улучшить его состояние.





После того как участник выслушивает других членов группы и обнаруживает, что он не одинок в своих страданиях, он открывается для окружающего мира, и начинается процесс, который можно назвать «Добро пожаловать к людям», или «Мы все в одной лодке», или – более клинически – «Страдание любит компанию».



Ни один поступок, ни одна мысль не могут быть совсем недоступны опыту других людей.


Я слышал, как члены группы признавались в тяжких действиях и даже преступлениях.

Но я видел, что остальные члены группы не зарекались от этого.



Еще Фрейд отмечал, что стойкие табу были созданы именно потому, что подобные импульсы свойственны глубинной природе человека.



Этот фактор помощи не ограничивается рамками групповой терапии.



Универсальность играет роль и в индивидуальной терапии, несмотря на то, что здесь существует меньше возможностей для консенсуса.





Однажды я обсуждал с пациентом его шестисотчасовой опыт индивидуального анализа с другим терапевтом.

Когда я спросил его о наиболее важном событии, происшедшем за это время, он вспомнил эпизод, когда он был глубоко огорчен своими чувствами по отношению к матери.

Несмотря на противодействие сильных позитивных чувств, его преследовало навязчивое желание ее смерти, поскольку в этом случае он получал очень крупное наследство.



Его аналитик прокомментировал это просто: «Похоже, это то, что мы создали».

Такое утверждение не только принесло пациенту существенное облегчение, но в будущем дало ему возможность использовать свою амбивалентность для творчества.



Несмотря на сложность человеческих проблем, определенные общие знаменатели, несомненно, существуют, и члены терапевтической группы достаточно быстро находят «товарищей по несчастью».



Проиллюстрирую это на примере.

В течение многих лет я приглашал участников терапевтических групп, чтобы привлечь их к задаче «высшей секретности».




Членов группы просили анонимно написать на листочке свой главный секрет, – то, чем они совершенно не хотели бы делиться с группой.



Секреты оказывались поразительно похожими друг на друга: все они относились к одной из двух доминирующих тем.



Самый распространенный секрет – глубокое убеждение в своей неадекватности, ощущение того, что если бы другие знали автора секрета по-настоящему, то им открылись бы его некомпетентность и интеллектуальная несостоятельность.



Чуть реже встречается глубокое чувство отчуждения, люди сообщают, что они не могут по-настоящему заботиться о других людях или любить их.



На третьем месте среди наиболее популярных секретов стоят различного рода сексуальные секреты.



Итак, почти всегда переживания клиентов терапии связаны с глубоким беспокойством по поводу чувства собственного достоинства и межличностных отношений.



Универсальность помогает снизить интенсивность этих переживаний.

Поскольку клиенты осознают свое сходство с остальными и разделяют их глубинные переживания, они получают пользу от их поддержки и переживают катарсис.



Ирвин Ялом:

«Групповая психотерапия: теория и практика»

7 просмотров
bottom of page