Из статьи Михаила Кряхтунова в сборнике «Гештальт и психодрама: связь поколений».
Сборник можно купить на сайте МИГиП!
Кто такой терапевт?
Какие задачи он решает?
Как прийти к диалогу, присутствию, ощущению резонанса?
По мнению Михаила Кряхтунова, очень важной является способность терапевта оставаться в тишине.
Что это значит?
«Внутренняя» тишина – когда человек может быть наблюдающим и чувствующим происходящее, которое он видит и слышит, не погружаясь при этом в обдумывание и разговор с самим собой.
Отключение от своих вопросов, ситуаций, тревог, беспокойств, забот, задач, интересов.
Принятие любого своего ответа на происходящее в окружающем мире – расслышать свой отклик именно на это событие на границе контакта,
спокойное отношение к молчанию – дать место и время для проявлений окружающей среды.
Представления о работе терапевта:
Терапевт – воспринимающее существо, которое реагирует на то, что проявляет клиент.
Это помогает в получении «естественного ответа среды», то есть такого, который человек получит в любой сходной ситуации.
Терапевт – фон для фигуры клиента.
Для того, чтобы что-либо воспринимать, терапевту нужно это заметить и найти этому место, а не отбросить, заметив. Для этого терапевт должен быть занят клиентом, а не собой. То есть внимание терапевта направлено на происходящее.
Терапевт реагирует на клиента – откликается, идет за ним или вслед за ним.
А не организует, инициирует, стимулирует, побуждает или иным образом «двигает» клиента. Терапевтическую работу начинает клиент, а терапевт к нему присоединяется. От терапевта требуется спокойное отношение к тишине и молчанию со стороны клиента.
Тишина рождает звук.
Чтобы понять свое впечатление от контакта с клиентом, требуется «побыть в себе», почувствовать, что рождается во мне в данный момент в отношении данного человека. Одни и те же слова и действия человека в разное время рождают разный отклик.
Нарушение контакта – нехватка тишины.
Каждое нарушение контакта – следствие того, что для человека оказалось недостаточно места, времени, средств, которые позволили бы ему услышать себя и отклик окружающего мира. Смысл терапевтической работы здесь в том, чтобы создать совместно с клиентом условия, в которых он сможет услышать себя.
Тише едешь – дальше будешь.
Наиболее глубокие и кардинальные изменения человека происходят не в момент активного действия, а перед ним, в тишине. Под тишиной я подразумеваю спокойное и тихое место и время, в котором весь человек, услышав всего себя, решается на что-то. Без этого изменения носят случайный и временный характер, поскольку не выражают глубокие стремления всего человека.
/Михаил Кряхтунов/
コメント