В настоящее время клиент-терапевтические отношения рассматриваются психотерапией как необходимая составляющая психотерапевтического процесса.
Ощущение безопасности и принятия — основа для работы;
Сам по себе факт возникновения в жизни клиента отношений, в которых не нужно быть кем-то, кроме себя, и в которых можно рассчитывать на бережность и искренность, а иногда — и впервые узнать, что такое возможно, — обладает поддерживающим и терапевтическим эффектом.
Отношения в терапии — это очищенное от бытовых и житейских сложностей взаимодействие двух людей, и в нем наглядно проявляется способ установления или разрушения контакта, пути удовлетворения или неудовлетворения клиентом своих потребностей.
Такие отношения дают не только возможность заметить свои привычные способы взаимодействия, но и получить новый опыт, новое переживание — они являются своеобразной «лабораторией» для изучения и изменения схем реагирования и поведения.
Пожалуй, именно возможность нового опыта, переживание старых конфликтов и травм в безопасном пространстве, и отличает психотерапию от обычного консультирования или самопознания.
Могут ли возникнуть искренние отношения, если сама ситуация психотерапевтической встречи искусственно смоделирована, не совсем обычна по сути своей?
Ответ: отношения возникают в любом случае.
Встречаясь с любым человеком, мы так или иначе испытываем в связи с ним какие-либо чувства, если дадим себе время заметить это.
То же можно сказать и о терапевте: встречаясь с клиентом, они испытывают на себе влияние друг друга, влияние истории клиента, слов, способа общения…
Несмотря на то, что все клиенты формально занимают одинаковое положение: одинаково платят, получают одинаковое количество времени, отношения каждого из них с терапевтом оказываются уникальными и совершенно разными.
И это один из важных диагностических критериев — что происходит между нами, что за история разворачивается в нашем взаимодействии, о чем она?..
Это возможно заметить, лишь позволив себе вступить во взаимодействие с человеком на ЛИЧНОСТНОМ уровне, открывшись его присутствию и влиянию, став рядом с ним «просто человеком», а не исполнителем роли «психотерапевт».
コメント