top of page
Фото автораkigipkiev

Любовь и ненависть клиента к терапевту. ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС



Диффузная личность - термин введённый Мелани Кляйн, описывающий процесс клиента, для которого характерно, когда все внешние объекты делятся на "абсолютно хорошие" и "абсолютно плохие", видение мира и других людей в черно-белом цвете.


Причем возможны внезапные переходы от одной крайности к другой, когда неожиданно все чувства и мысли, относящиеся к конкретному человеку, становятся прямо противоположными тем, что были минуту назад.


Считается, что этот процесс происходит из раннего, довербального периода развития ребёнка, когда он ещё не может понять, что заботящиеся о нём люди обладают одновременно как хорошими, так и плохими для него качествами.





Приписывание всему вокруг определённых полярностей позволяет ребёнку упорядочить, структурировать окружающий мир и легче в нём ориентироваться. Считается, что маленький ребёнок воспринимает свой опыт отношений со взрослым не как опыт взаимодействия с единым и постоянным объектом, обладающим постоянным набором качеств, а как с разными взрослыми: плохим и хорошим.


Неспособность интегрировать все аспекты собственного Я и качеств других связана с мощной ранней агрессией, с которой пришлось столкнуться и с которой он не удалось справиться.

Расщепление защищает любовь и все "хорошее", что есть у клиента, от разрушения - собственной и чужой враждебностью (то есть от «плохого»)





Такие клиенты часто идеализируют терапевта, делая его всемогущим, добрым и замечательным, «волшебником», грандиозной фигурой

Но такая страстная любовь может внезапно обратиться в такую же страстную ненависть в виде попыток очернить, нейтрализовать терапевта и его техники, атаковать его самоуважение и личную безопасность.


Такие внезапные и драматичные изменения в отношениях пары пациент-психотерапевт могут возникать не только в процессе развития клиент-терапевтических отношений, а и в рамках одной сессии.


В плане терапевтических задач очень важно суметь сохранять интерес, заботу и любовь к клиенту в контрпереносе и заботиться о нём несмотря на все провокации с его стороны.


Но мы должны помнить, что если есть любовь, значит есть и враждебность, а это, значит мы должны допускать в себе агрессивный контрперенос.

Но это является вызовом для терапевта поскольку зачастую противоречит представлениям о роли и задачах психотерапии.





Здесь важно не поддерживать динамику расщепления, отрицая это в себе, пытаясь оставаться «идеальным» обьектом.

В качестве психотерапевтов таких клиентов нам часто бывает трудно самим не приходить в контакт с этими аффектами.

Необходимо всегда быть наготове идентифицироваться с переживаниями клиентов, с их прошлым и настоящим, чтобы таким способом помочь им справиться со своими проблемами. Сохранять техническую нейтральность, не сливаться с внутренними патологическими силами клиента и не вовлекаться в динамику расщепления и бессознательное отыгрывание.


Вера терапевта в свои способности, в то, что он может противостоять враждебности с помощью терпения, понимания и творческой интерпретации, – не отрицая при этом всей серьезности агрессии, заключенной в переносе пограничного клиента, – позволяет ему продолжать работу с ним и таким образом оставаться хорошим объектом для него, давая возможность на этом опыте интегрировать «плохие» и «хорошие» стороны себя и другого.


(текст составлен на основе публикации Виолетты Виноградовой, источник https://gestaltclub.com/…/7960-lubov-i-vrazdebnost-v-klient…)


84 просмотра

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page