top of page
  • Фото автораkigipkiev

Краткое наставление для сдающих сертификационный экзамен по гештальт-терапии



  • Экзаменаторы – добрые, усталые, очень опытные люди, дружелюбно настроенные к экзаменующимся, готовые любое сомнение истолковать в пользу студента.


  • Сессия начинается в тот момент, когда вы впервые встречаетесь взглядами как терапевт и клиент (или не встречаетесь). Мельчайшие детали надо примечать и быть готовым взять в работу: из них создается знаменитый преконтакт, ну или их можно феноменологически вернуть. Максимально навостряем уши на первые слова клиента, в них может быть то важное, что он потом попробует спрятать.


  • Чем ниже по циклу контакта, чем более вял сертификационный клиент, тем дольше держим терапевтическую паузу. Клиент начнет волноваться, что подставляет экзаменующегося и начнет что-то делать. Если клиент разогнался, то лучше следовать за ним, время от времени возвращая растерянную на бегу феноменологию и ответственность.



  • Диалог или эксперимент? Выберите для сертификационной сессии что-то одно, потому как оба никак не успеете. Как выбрать? Если клиент интересуется отношениями вне этого помещения и времени, то – эксперимент. Если он говорит о своем состоянии прямо сейчас, – диалог. На экзамене в клиенты попадают вышколенные гештальтисты, которые все «здесь и теперь», поэтому берем за основную модель диалог и забываем об эксперименте.


  • Минимально удовлетворяющая модель диалога: возвращаем клиента в «здесь и теперь», возвращаем феноменологию, поддерживаем осознанность тела и так потихонечку вылезет чувство или желание. Разворачиваем чувство или желание в контакте (на границе) с терапевтом или группой. С этого места важно начать ПРЕДЪЯВЛЯТЬ СЕБЯ! Это вызовет отклик в клиенте, клиент опять вызовет отклик в вас, и вы проведете в диалоге минут 5-7. Важно не только быть в диалоге, но и способствовать осознанности клиента. Важно оставить время на завершение диалога и ассимиляцию сессии. Это разные вещи.



  • А как же работа с запросом? Сертификационный клиент обычно приходит с состоянием, которое хочет осознать. В таком случае запрос по умолчанию принимается как «хочу лучше осознать то состояние, в котором нахожусь прямо сейчас». Специальная работа не нужна, вы предлагаете сессию по развитию способности тонко сознавать себя. Если клиент пришел с запросом, то сессия сложнее. Важно в начале обсудить: «Что мы по поводу этого запроса можем сделать сейчас, на сессии? Проявляются ли здесь похожие чувства? К кому и как?». Это поможет сделать адекватный эксперимент. Если сессия «с запросом», то важно обсудить движение по запросу в конце сессии. Важно! Запрос, ориентированный на проблему, симптом, конкретные отношения в диалоге за сессию проработать трудно.


  • Закрывать гештальт или не закрывать? Двигать клиента по циклу контакта или исследовать прерывание? В жизни мы решаем этот вопрос, исходя из наблюдений над особенностями движения/торможения по циклу контакта и балансу поддержки/фрустрации. В современном обучении гештальту почти забыли навык закрытия гештальта, все учат, как зависнуть в точке прерывания. И это разумно. Но на экзамене у студентов взыгрывает желание довести клиента до инсайта (инсульта, инфаркта). Не надо! Висите на точке прерывания и показывайте, что умеете работать терпеливо! Никто из экзаменаторов не ожидает, что вы «вылечите» клиента за одну сессию.



  • Экзаменаторы хотят быть уверены, что терапевт работал в полном сознании, чувствовал, думал и способен рассказать о происходившем на сессии языком гештальта, на том диалекте, который принят в данном институте. Терапевт должен (да, должен) рассказать немного о том, как видел клиента, о том, что происходило между терапевтом и клиентом, и обязательно о том, как терапевт строил свои интервенции. Вы можете работать интуитивно и спонтанно. Но забудьте эти слова, когда будете рассказывать о своих терапевтических интервенциях.


  • О Фигуре. Фигура – не камень, который клиент прячет в кармане, а экзаменаторы видят насквозь. Фигура – совокупность феноменов, связанных с удовлетворением (или фрустрацией) актуализированной потребности. Если сессия прошла на низком преконтакте, то даже опытный терапевт не сразу сможет сказать, как там оно с Фигурой. На начальных этапах можно говорить о некоторых эмоционально заряженных феноменах. Потом феномены «склеиваются» в Фигуру (инсайт). Четкой и очевидной Фигура становится ближе к моменту разрушения. Задача экзаменующегося – рассказать, как вы видели развитие Фигуры, как ему способствовали. Боритесь с искушением быстренько довести Фигуру до очевидности.



  • Помните, что на экзамене важна не только сама сессия. Рассказ о ней и дискуссии с экзаменаторами – тоже существенные части экзамена. Если ваше терапевтическое вИдение расходится с терапевтическим вИдением экзаменаторов – это большая проблема. Не стоит яростно спорить с экзаменаторами. Но если очень хочется, то используйте обороты из серии «в тот момент я это видел как… и работал над….», «у меня был и другой (похожий на ваш) вариант, и выбирая между вариантами я опиралась на…», «если бы я это видела как…., я бы, наверное, пошла бы в сторону…»


  • Важно уложиться в рамки по времени. Лучше сделать сессию на три минуты короче, чем на одну длиннее. Худшее, что можно сделать, – начать эксперимент или разворачивать новую тему за три минуты до конца сессии. Этого вам не простят.


  • И всегда помните: экзаменаторы – добрые, усталые, очень опытные люди, дружелюбно настроенные к экзаменующимся, готовые любое сомнение истолковать в пользу студента.


Текст Ирины Голуба


55 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page