top of page

Конфиденциальность в терапевтической группе. Важные мысли для тренеров и для участников

  • Фото автора: kigipkiev
    kigipkiev
  • 9 февр. 2023 г.
  • 3 мин. чтения


Наверняка многие из вас слышали о принципе «конфиденциальности» при работе в группе.



Это действительно один из базовых принципов работы группы: участники группы не рассказывают никому о том, что происходило в группе.



И если мы примем это правило в такой редакции, то мы честно всех обманем.



Ну, потому что то, что происходит в группе, обычно сильно цепляет, впечатляет или тревожит.

И это провоцирует желание с кем-то разделить.



Конечно, идеальный вариант - прийти на следующую группу и высказать всё, чем впечатлился здесь же, в группе.



Но давайте будем реалистами. И будем понимать, что человек слаб, с одной стороны, и нетерпелив, с другой стороны.



К тому же, рассказать что-то будоражащее душу - хороший способ сблизиться со своим партнером.




Поэтому есть некоторые уточнения.

Во-первых, участники не рассказывают, кто именно был на тренинге/семинаре/вебинаре (участвовать в общем фото или нет - личное дело каждого, а на частные фото и размещение их в соцсети необходимо разрешение).



Во-вторых, обратите внимание на тех, с кем у вас есть точно пересечения в жизни (через работу, знакомых знакомых, родственников и прочее).

Вот про них точно ничего и никогда в своем окружении рассказывать нельзя. Даже намеками. Даже без имени. Никогда. И ничего.



В-третьих, если чья-то история сильно впечатлила, если вы не можете удержаться, пожалуйста, делитесь своими впечатлениями, а не фактами истории!!!



Например: «У нас на одну участницу напали на улице, я так сильно испугалась у меня руки до сих пор трясутся, я вспомнила как однажды со мной произошло …, и так стало ее жалко, и страшно по улице ходить, как Земля носит этих негодяев».



По факту, в таком изложении, то, что было на тренинге стало поводом, чтобы раскрыть свои переживания.

«Фигурой» обсуждения стала не рассказавшая о нападении участница, а воспоминания и страхи автора речи, рассмотренной в примере.




Для чего вообще нужна конфиденциальность?



Во-первых, для обеспечения безопасности открытости и самопредъявления участников. И этому мы посвятили первую часть нашего разговора о безопасности.



Но есть еще одно важное значение конфиденциальности, следовательно, еще один подпункт этого важного принципа.

Групповая терапия и обучение в группе - это процесс, проходящий в группе. Важно, чтобы внутри группы была доверительная обстановка, а группа была по-настоящему сплоченной.



Поэтому следующий пункт конфиденциальности предполагает «не обсуждать то, что происходит на группе во время перерывов, встреч между группами, работы малых групп, в переписках и личных обсуждениях».



Это очень важно!!!

Потому что обсуждение кого-то за спиной называется сплетнями. Почему это плохо?



Во-первых, потому что очень больно и обидно, когда твои одногруппники обсуждают тебя за спиной.



Во-вторых, раз хочется что-то говорить, значит, что-то впечатлило. Тогда почему это не сказать на группе?



Во-вторых, обсуждение происходящего (особенно негативного) за пределами группы - это «слив энергии».



Т.е. вы сходили, пожаловались или погневались, освободились от переполняющих эмоций и пришли на группу «как ни в чем не бывало».

Это очень влияет на динамику группы: вы лишаете людей возможности слышать разные отклики и за счет этого видеть более полно картину происходящего, а также не строите прямые отношения и лишаете себя нового опыта и развития новых навыков.




Да, это может быть очень трудно.

Потому что мы росли в системе, где нельзя открыто то, что думаешь, говорить родителям, учителям, начальнику и даже, бывает, подруге — без риска потери отношений.



Но терапевтические группы (и обучающие тоже) существуют для того, чтобы мы могли получить опыт честных отношений.

Потому что это полезно не только для построения отношений в жизни, но и для того, чтобы становится более целостной и зрелой личностью.



И все-таки действительно существуют откровения и ситуации, о которых крайне важно сохранять полнейшую конфиденциальность.

Для таких случаев существует «правило второго ключа».



Например, участник группы говорит, что у него обнаружили онокологическое заболевание и не хочет, чтоб о нем кто-то знал. Или участница рассказывает о домашнем насилии или еще о каких-то очень болезненных и травматичных событиях.



В этом случае тренер активизирует правило второго ключа, которое предполагает, что ни с кем и никогда эта тема не обсуждается.



У вас есть один шанс отреагирования в группе - только во время обратных связей и откликов. Далее эта тема закрывается навсегда.

Точнее, только непосредственный участник ситуации может начать обсуждать ситуацию снова.



И напоследок хочется напомнить о деликатности при расспросах какого-то участника, который был откровенен на прошлой встрече: для него это было актуально «там и тогда», а «здесь и теперь» он может уже быть в другой теме.



Это же касается и встреч на улице и расспросов из серии «чем все это закончилось». Аккуратно проверяйте, хочет ли человек про это говорить. А лучше говорите про свои чувства, это всегда безопасно и деликатно.


Татьяна Гадельшина


Commentaires


bottom of page