top of page

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ГЕШТАЛЬТЕ

  • Фото автора: kigipkiev
    kigipkiev
  • 19 окт. 2022 г.
  • 2 мин. чтения



Если мы сравним описания нарушений человеческого поведения в традиционной психопатологии и в гештальт-терапии, то увидим, что как предмет, так и язык этих описаний различаются.



Психопатологическое описание – более или менее статическое, это чаще всего описание составляющих симптома.



Психотерапевтическое описание – динамическое и непосредственно связано со взаимодействием терапевт – клиент.



Впрочем, психотерапевтические описания также неоднородны.



В симптоматически-ориентированных (например, когнитивная психотерапия) подходах терапевт, опираясь на более или менее статичные представления о характере клиента, а также о норме и патологии, «воздействует» на личность, стремясь добиться заданных изменений.



В рамках такого мировоззрения возможно объектное рассмотрение пациента.



В личностных (преимущественно экзистенциальных, а также отчасти современных психоаналитических) подходах, опирающихся на принципы проживания, диалогичности и актуальности, клиент и его «черты» рассматриваются не сами по себе, а всегда в контексте его взаимодействия с миром, частью которого является и терапевт.



В особенности это касается гештальт-терапии с ее опорой на теорию контакта.



Контекст гештальт-терапевтического описания того или иного симптома – это контекст не столько патологии психики, сколько патологии контакта.



Всякий симптом – это то, что некогда было творческим приспособлением, а затем превратилось в консервативное приспособление.



Тогда, анализируя симптом, мы должны рассматривать его в контексте контакта, а это предполагает рассмотрение конкретных потребностей, конкретных характеристик среды и конкретных смыслов симптоматического поведения.



Причем всё это в двух измерениях.



В первом случае мы выясняем, какие потребности и переживания «застыли» в этом симптоме.



Во втором случае мы можем понять, от каких актуальных возможностей, от какого нового опыта спасает, удерживает, уводит человека наличие данного симптома.



Возвращаясь к специфике понимания патологии в гештальт-терапии, можно в упрощенном виде сформулировать это так.



Большинство врачей вкупе с симптоматически-ориентированными психотерапевтами отличаются от экзистенциальных психологов (в том числе гештальт-терапевтов) тем, что для одних симптом – нечто вроде инфекции, которую надо вылечить (читай: выгнать или подавить), а для других симптом – это способ саморегуляции.


Способ саморегуляции невозможно в узком смысле слова «вылечить»; можно лишь помочь клиенту найти другой способ саморегуляции, позволяющий полнее удовлетворять его потребности и интересы.

Comments


bottom of page