Есть взрослые, которые отказались от чувств, поставили их на паузу, закрыли в чулан.
И тогда мы не выгораем, не устаём, тогда можно пахать как не в себя, бежать как не в себя, быть стрессоустойчивой многорукой многоножкой.
И как же прекрасно, когда ничего не ранит, не причиняет боль, не выводит из внутреннего состояния.
И в этом уравнении есть один важный знаменатель (вы – маленький, и вас не любят или любят условно).
Или вы – маленький и вы проживаете физическое насилие от родителей. Или вы – маленький и вас игнорируют.
Или вы – маленький и слышите «лучше б я тебя не рожала». Возможность пережить эти чувства в маленьком возрасте слишком мала, ребёнок не может выдержать это и замораживается.
Вспомните маленьких детей, это сплошные ощущения, вот он лежит в коляске и ему тепло, на него светит солнышко, и он улыбается.
Или его обдувает ветер, и ему холодно, и он говорит об этом через крик, потому что он ещё не умеет самостоятельно удовлетворять свои потребности, а потом он вырастает, видит мамины глаза и улыбается ей, видит собаку и хохочет, срывает цветочки и несёт их маме.
Но в ответ может не увидеть ничего, он может не увидеть тёплых глаз напротив, не увидеть радости, он может получить холод, игнорирование, равнодушие, наказание и тогда ребёнок затихает, задаваясь вопросом «а зачем чувствовать, мои чувства приносит боль другому человеку, за мои порывы мне может прилететь».
И такие дети вырастают в Ангелов, которых не слышно и не видно, которые умеют играть сами с собой, не напрягая взрослых, очень удобные дети.
Они не плачут, не кричат, не требуют. И тихонечко себе растут, без любви. В одном из случаев они станут помогаторами, считывая, что нужно сделать, чтобы вокруг любили.
Хорошо учиться? Окей.
Заботиться о младших? Сделано.
Не мешать? Выполнено.
Но, к сожалению, такие дети могут так и не дождаться любви.
Они могут искать эту любовь в других людях и встретиться с зависимостью в отношениях, испытывать тревогу, панические атаки, потерянность, бессмысленность жизни, ОКР, нарушение пищевого поведения. А там внутри маленькая девочка или мальчик во льду, замороженные, брошенные и непонятно как выжившие.
Невозможно перестать чувствовать боль, но при этом чувствовать любовь, нет такой функции, здесь кровь течёт, а здесь кровь не течёт.
И таким взрослым одиноко и холодно, до ужаса, того детского отчаянья.
И рядом с ними, к сожалению другим тоже холодно. Потому что внутренний лёд прорывается наружу ветром.
И да, можно себя отогревать.
Как после обледенения… Это больно, это долго, это до колючек в теле.
И первое, что начнёт подниматься – гнев, злость, ненависть. Все то, что было заперто в чулане. Это будет означать, что ты живая или живой.
Потом появится сочувствие и жалость к себе и вопрос «Как дальше с этим жить?».
Чувства после жизни в айсберге возможны.
И жизнь возможна.
Commentaires