Осознание своих целей и желаний — существенный момент в развитии личности ребенка, в формировании его представлений о себе.
В Гештальт-подходе осознавание желаний рассматривается как один из начальных этапов осуществления контакта между человеком и окружающим миром.
Этому этапу предшествует осознавание своих границ, своей отдельности, разделение на "Я" и "не-Я".
Если разделения на "Я" и "не-Я" не происходит, то ребенок находится в состоянии слияния с окружающим миром в лице мамы, няни или всей ситуации в целом.
Развитие самостоятельного поведения ребенка в таких случаях оказывается затруднено, если не остановлено вовсе.
Тогда терапевтическая работа направляется на поддержку и укрепление "Я" ребенка, на преодоление чувства тревоги и построение собственной автономии, что затем становится основой для осознавания и принятия им своих желаний.
Также встречаются ситуации, когда способность ребенка осознавать свои желания была сформирована в положенном возрасте, но затем проявление им своих желаний могло встречать неодобрительное отношение или запрещающие, отвергающие действия взрослых.
В результате место собственных желаний и целей ребенка заняли предписания или ожидания других людей. За этим стоит бессознательный отказ от своих желаний, подмена их чужими интересами. Происходит отказ от своих интересов и присвоение инторектов (чужих установок и предписаний) вместо истинных желаний ребенка.
Но подлинные, неузнанные желания, с которыми ребенок разминулся, остаются и дают о себе знать чувством подавленности, неудовлетворения, обиды, разочарования, раздражения или злости.
Это нередко приводит к ситуациям, требующим специальных усилий, например вмешательства психолога или психотерапевта.
В ходе работы с детьми складываются особые терапевтические отношения терапевта с ребенком, а также с родителем, который его сопровождает.
Важно прийти к согласию в том, что именно будет являться предметом работы и в чем будет состоять ее цель.
Например, предметом работы может стать неуправляемый гнев или нерешительность ребенка, а целью — хорошие отношения с друзьями или успешность в школе.
Самой терапии предшествует этап диагностики, терапевтического исследования, который позволяет определить, какие процессы контакта или саморегуляции прерваны, а какие протекают естественным образом.
На этом этапе терапевт может собирать информацию о развитии ребенка, о его жизненной ситуации, чтобы полнее представлять себе ресурсы и ограничения ребенка.
Он может использовать беседу, чтобы узнать информацию о прошлом, а также применять наблюдение и эксперимент, чтобы увидеть и проявить актуальные нарушения контакта и саморегуляции.
Возможно, что обнаружение и осознавание этих ресурсов и ограничений, а также предъявление этой информации взрослому и ребенку само по себе приведет к терапевтическому эффекту и изменениям.
Но может оказаться, что ребенку и взрослому может понадобиться больше поддержки для изменения сложившихся стереотипов (гештальтов), что потребует более длительной терапевтической работы.