top of page
Фото автораНадежда Рехтина

Фриц Перлз в Берлине. Часть 3


Молодой Фриц Перлз биография
Речь пойдет о ревущих двадцатых годах. В Берлине процветает искуство, секс, наркотики и развитие психоанализа. Перлзу около тридцати.

Фриц уже выучился на врача и обучается психоанализу, он прошел первую мировую войну на фронте, голодал, вернулся домой, имеет успешную практику, по-прежнему любит богемную жизнь и вечера проводит в Романском кафе, культовом месте того времени.

Кафе находилось на углу, напротив церкви кайзера Вильгельма. Сейчас она известна, как разрушеная церковь, местные между собой называют ее «Полый зуб».


Но вот в двадцатые, когда по накалу интеллектуальной жизни Берлин стремительно нагоняет Париж и признается столицей культурного авангарда эта улица цветет цветом ночной и культурной жизни.


В то время притягательным для богемы Берлин делает: бурная ночная и арт жизнь, доступность морфия и опиума, лояльность к гомосексуализму и свободной любови.


(Чтоб соприкоснутся с атмосферой того времени вспомните фильм Боба Фосса «Кабаре» с Лайзой Миннелли. А если не смотрели, то крайне рекомендую!, он взял 8 оскаров. Художественно передаёт атмосферу времени)


Так вот в то время эта улица сплошь состоит из кафе, дансклубов и кинозалов, пышным цветом цветут кабаре и джаз. И там, где сейчас стеклянное здание торгового Европа Центра со знаком мерседеса наверху, тогда и находилось «Романское кафе».

В нем регулярно бывает Перлз со своими друзьями.


Сейчас на этом месте тоже кафе, но место попсовое, для отдыха любителей шопинга и туристов.


А вот Романское кафе - это был особый, закрытый творческй мир.

Если б вы пришли сюда в 1920, с кем-то из берлинской богемы, то двери б вам открыл швейцар, и вы бы попали в большой зал.


Его называли «Басейн для плавцов» и в нем могли сидеть уже известные литераторы, художники и артисты, второй же зал называли «Басейном для не умеющих плавать», и там могли сидеть молодые таланты, мечтавшие о славе и приходившие сюда в поисках меценатов и протежирования.


Каждый знал свое место и считалось неприличным и недопустимым начинающему занять столик в Басейне для плавцов.


На втором этаже был выставочный зал, но его редко отдавали под выставки, чаще здесь играли в шахматы.

В романском кафе Эрих Мария Ремарк выпивает с товарищами, Бертольд Брехт обсуждает здесь триумф своей «Трехгрошовой оперы», Рудольф Штайнер встречается с друзьями, здесь регулярно бывает Перлз, любитель артистов и театралов.


Он знакомится с Саломоном Фридландером (Минона), /его фото ниже/, чья главная философская идея помогает Перлзу сориентироваться во времена идеологической путаницы и беспорядка.


Об этом доступнее скажет сам Перлз в цитатах:

"Я и некоторые мои друзья, доктора медицины, принадлежали к берлинской богеме, которая имела постоянные места сборищ в кафе Запада, и позднее в Романском кафе. Там собирались многие философы, писатели, художники, радикалы, плюс некоторое число прихлебателей.

Одним из них, конечно, был Фриндландер, хотя мы в основном встречались в художественной студии.

Фриндландер зарабатывал деньги тем, что писал очень смешные рассказы под псевдонимом, означавшим слово "аноним", написанное задом наперед.


Его философская работа "Творческая индифферентность" оказала на меня огромное влияние. Как личность, он был первым человеком, в чьем присутствии я ощущал робость и благоговейно почитал его. Моя хроническая самонадеянность исчезла. Когда я пытаюсь осознать или выделить то, что привлекало меня к Фриндландеру и его философии, я переживаю вихрь мыслей, чувств и воспоминаний.»



"В этот беспорядок Фриндландер внёс простой способ начальной ориентации. Всё, что существует, может раскладываться на противоположности.


Если вас поглощает только одна из противоположностей, вы попались в ловушку или, по меньшей мере, заняты односторонним поиском.


Если вы находитесь в ничто нулевого центра, то сохраняете равновесие и обозреваете картину в целом.


Позднее я осознал, что это был западный вариант учения Лао-Цзы. Мне понятна ориентация творческой индифферентности».

«Приведу пример «мышления противоположностями», который иллюстрирует преимущество этой формы мышления.


Предположим, вы испытали разочарование. Вы можете винить в этом людей или обстоятельства.


Если вы поляризуете «разочарование», вы обнаружите его противоположность — «исполнившиеся ожидания». Таким образом, вы получаете новый аспект — знание, что существует функциональная связь между вашими разочарованиями и вашими ожиданиями: большие ожидания — большие разочарования; маленькие ожидания — маленькие разочарования; нет ожиданий — нет и разочарований.»

«Романское кафе» было здесь до 1943 года, в ноябре при бомбардировоке здание было разрушено, как и весь район.


Несколько десятилетий здесь были руины, место считалось «позорным пятном на визитной карточке Берлина». И в 1963 году построен торговый комплекс Европа-центр. Он здесь и стоит до сих пор.

А в месте, где играл в шахматы Ремарк - подают пиццу в сетевом фастфуде Vapiano.


Адрес: Tauentzienstraße 9-12, 10789 Berlin

*Используются цитаты из книг «Внутри и вне помойного ведра» и «Эго, голод и агрессия».



Автор серии публикаций о жизни Ф Перлза в Берлине - Надежа Рехтина:

  • тренер КИГиП

  • гештальт-терапевт и ведущая учебных\терапевтических групп

  • BodyMind прктик



Прочитать все публикации этой серии можно по метке:


Почитать остальные публикации Надежды можно по этой метке:



18 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

コメント


bottom of page